Философ Монтень о цели жизни человека + Сенека (младший)



Кто ты?

По мнению Монтеня, человек существует не для того, чтобы создавать себе нравственные идеалы и стараться к ним приблизиться, а для того, чтобы быть счастливым.

Считая, подобно Эпикуру, достижение счастья естественной целью человеческой жизни, он ценил нравственный долг и самую добродетель настолько, насколько они не противоречили этой цели;
всякое насилие над своей природой во имя отвлеченной идеи долга казалось ему бесплодным.
«Я живу со дня на день и, говоря по совести, живу только для самого себя».

Последний долг, по мнению Монтеня, самый важный, ибо, чтобы, делать успешно свое дело, нужно изучить свой характер, свои наклонности, размеры своих сил и способностей, силу воли, словом — изучить самого себя.
Человек должен воспитывать себя для счастья, стараясь выработать состояние духа, при котором счастье чувствуется сильнее, а несчастье — слабее.

Рассмотрев несчастья неизбежные и объективные (физическое уродство, слепота, смерть близких людей и т. п.) и несчастья субъективные (оскорблённое самолюбие, жажда славы, почестей и т. п.), Монтень утверждает, что долг человека перед самим собой — бороться по возможности против тех и других.

К несчастьям неизбежным разумней относиться с покорностью, стараться поскорее свыкнуться с ними (заменить неисправность одного органа усиленной деятельностью другого и т. д).
Что касается несчастий субъективных, то от нас самих в большой степени зависит ослабить их остроту, взглянув с философской точки зрения на славу, почести, богатство и пр.
За обязанностями человека по отношению к самому себе следуют обязанности по отношению к другим людям и обществу.

Принцип, которым должны регулироваться эти отношения, есть принцип справедливости; каждому человеку нужно воздавать по заслугам, ибо так в конечном счете проявляют справедливость и к самому себе.

Справедливость по отношению к жене состоит в том, чтобы относиться к ней если не с любовью, то хотя бы с уважением; к детям — чтобы заботиться об их здоровье и воспитании; к друзьям — чтобы отвечать дружбой на их дружбу.

Первый долг человека по отношению к государству — уважение к существующему порядку. Это не подразумевает примирения со всеми его недостатками, но существующее правительство — всегда предпочтительней, ибо кто может поручиться, что новое общественное устройство даст больше счастья или даже не окажется ещё хуже.

===========================

Чем несправедливее наша ненависть, тем она упорнее.
Сенека (младший)

Никто не становится хорошим человеком случайно.
Сенека (младший)

Никогда число прожитых дней не заставит нас признать, что мы прожили достаточно.
Сенека (младший)

Если хочешь жить для себя, живи для других.
Сенека (младший)

Величие души должно быть свойством всех людей.
Сенека (младший)

Вечного нет ничего, да и долговечно тоже немногое.
Сенека (младший)

Кто собирается причинить обиду, тот уже причиняет её.
Сенека (младший)

Власть над собой — высшая власть.
Сенека (младший)

Больше есть вещей, которые нас пугают, чем таких, которые мучают нас, и мы чаще страдаем от воображения, чем от действительности.
Сенека (младший)

Царям принадлежит власть, а гражданам — собственность.
Сенека (младший)

Видишь, как несчастен человек, если и тот, кому завидуют, завидует тоже.
Сенека (младший)

Живи с людьми так, будто на тебя смотрит бог, говори с богом так, будто тебя слушают люди.
Сенека (младший)

Все заботятся не о том, правильно ли живут, а о том, долго ли проживут; между тем жить правильно — это всем доступно, жить долго — никому.
Сенека (младший)

Избыток пищи мешает трезвости ума.
Сенека (младший)

Как пышность пиров и одежды есть признак болезни, охватившей государство, так и вольность речи, если встречается часто, свидетельствует о падении душ, из которых исходят слова.
И не приходится удивляться, если испорченность речи благосклонно воспринимается не только слушателями погрязнее, но и хорошо одетой толпой: ведь отличаются у них только тоги, а не мнения.
Удивительнее то, что хвалят не только речи с изъяном, но и сами изъяны.
Сенека (младший)


Смерть мудреца есть смерть без страха смерти.
Сенека (младший)

Человек по своей природе — животное чистое и изящное.
Сенека (младший)

Кто живёт ни для кого, тот не живёт и ради себя.
Сенека (младший)

Сильнее всех — владеющий собой.
Сенека (младший)

Проводи время только с теми, кто сделает тебя лучше, допускай к себе только тех, кого ты сам можешь сделать лучше.
Сенека (младший)

Кто сделал доброе дело, пусть молчит — говорит пусть тот, для кого оно было сделано.
Сенека (младший)

Если хочешь, чтобы о чём-то молчали, молчи первый.
Сенека (младший)

Всякий человек столь же хрупок, как все прочие: никто не уверен в своём завтрашнем дне.
Сенека (младший)

Одни преступления открывают путь другим.
Сенека (младший)

Никогда счастье не ставило человека на такую высоту, чтобы он не нуждался в других.
Сенека (младший)

Чрезмерное обилие книг распыляет мысли.
Сенека (младший)

Дело не в том, чтобы пороки были малы, а в том, чтобы их не было, а иначе, если будут хоть какие-то, они вырастут и опутают человека.
Сенека (младший)

Доверие, оказанное вероломному, даёт ему возможность вредить.

Aditum nocendi perfido praestat fides.
Сенека (младший)


Благо — не всякая жизнь, а жизнь хорошая.
Сенека (младший)

Кто громоздит злодейство на злодейство, свой множит страх.
Сенека (младший)

Пусть мудрому никто, кроме него самого, не нужен, он всё-таки желает иметь друга, хотя бы ради деятельной дружбы, чтобы не оставалась праздной столь великая добродетель.
Сенека (младший)

Когда боги хотят покарать человека, они делают его учителем.
Сенека (младший)

Век живи — век учись тому, как следует жить.
Сенека (младший)

Всякий разумный человек наказывает не потому, что был совершён проступок, а для того, чтобы он не совершился впредь.
Сенека (младший)

Мы дорого ценим умереть попозднее.
Сенека (младший)

Люди верят больше глазам, чем ушам.
Сенека (младший)

Бедствие даёт повод к мужеству. — De providentia, IV

Calamitas virtutis occasio.
Сенека (младший)


Важно не то, долго ли, а правильно ли ты прожил.
Сенека (младший)

Жить — значит бороться.
Сенека (младший)

Язык правды прост.
Сенека (младший)

До старости я заботился о том, чтобы хорошо жить, в старости забочусь о том, чтобы хорошо умереть.
Сенека (младший)

Где ты ничего не можешь — там ты должен ничего не хотеть.

Ubi nil vales, ibi nil velis.
Сенека (младший)

Жить — значит мыслить.
Сенека (младший)

Пока есть возможность, живите весело!
Сенека (младший)

Главное условие нравственности — желание стать нравственным.
Сенека (младший)

Веселье не наполняет сердце, а лишь разглаживает морщины на лбу.
Сенека (младший)
№ 7577

Хочешь быть любимым — люби.
Сенека (младший)

Истинное мужество заключается не в том, чтобы призывать смерть, а в том, чтобы бороться против невзгод.
Сенека (младший)

Где душой овладевает слишком сильный хмель, всё скрытое зло выходит наружу. — Нравственные письма к Луцилию. Письмо LXXXIII, 20

Ubi possedit animum nimia vis vini, quidquid mali latebat emergit.
Сенека (младший)

Задуманное, хотя и не осуществлённое преступление есть всё же преступление.
Сенека (младший)

Они нуждаются, обладая богатством, — а это самый тяжёлый вид нищеты.
Сенека (младший)


Величие некоторых дел состоит не столько в размерах, сколько в своевременности их.
Сенека (младший)

Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя.
Сенека (младший)


Равенство прав не в том, что все ими воспользуются, а в том, что они всем предоставлены.
Сенека (младший)


Не чувствовать страданий несвойственно человеку, а не уметь переносить их не подобает мужчине.
Сенека (младший)

Беден не тот, у кого мало, а тот, кто хочет большего.
Сенека (младший)


Если ты не можешь изменить мир, измени отношение к этому миру.
Сенека (младший)


Жестокость всегда проистекает из бессердечия и слабости.
Сенека (младший)


Если ты хочешь всё подчинить себе, то самого себя подчини разуму.
Сенека (младший)


Кто, имея возможность предупредить преступление, не делает этого, тот ему способствует.
Сенека (младший)


Комментариев нет:

Отправить комментарий


Карма