"Человек с киноаппаратом" стал лучшим документальным фильмом всех времен

Украинский фильм опередил ленты Лени Рифеншталь, Луиса Бунюэля и Вернера Херцога

Советский (Украинский) фильм Дзиги Вертова "Человек с киноаппаратом" занял первое место в списке лучших документальных фильмов всех времен и народов по версии журнала Sight and Sound.

Список, опубликованный на сайте издания, насчитывает 35 фильмов, за которые проголосовало более 100 кинорежиссеров со всего мира.
Примечательно, что в другом списке, фильмы для которого отбирало более 200 кинокритиков, "Человек с киноаппаратом" также занимает 1-е место.

В голосовании, которое определило лучшие документальные фильмы за всю историю кино, приняли участие Сергей Лозница, Кевин Макдональд, Пол Гринграсс, Джошуа Оппенгеймер и другие.

На первом месте списка Sight and Sound - фильм "Человек с киноаппаратом" (1929) режиссера Дзиги Вертова.

Он был создан на Одесской киностудии и был неоднозначно воспринят тогдашней публикой. Из-за этого фильм запретили и долгое время не показывали в Советском Союзе. Вспомнили о "Человеке с киноаппаратом" только в 60-х годах, когда случилась так называемая "оттепель" и режиссеры новой генерации начали искать новые средства для киноязыка.







+++ В кадре кинокамера снимает людей, места, объекты… Киноаппарат здесь является действующим лицом самого процесса съемки: в воздухе, под землей, в самой гуще событий… Киноглаз, который наблюдает, фиксирует малейшие нюансы, не давая оценки, не следуя сценарию. Он просто смотрит в мир и видит все, или, вернее, происходит видение!


+++ Авторский замысел
«Человек с киноаппаратом» продолжает экспериментирование Вертова, его брата и жены с техникой «кино-глаза», призванной продемонстрировать широкие возможности киноязыка, принципиально отличные от возможностей литературы и театра. Вертов был убеждён, что те процессы, которые остаются вне поля человеческого зрения, способна запечатлеть современная кинотехника. Инструментом глубинного анализа повседневной реальности виделась монтажная обработка и ритмическая «перетасовка» отснятых изображений.

В начале фильма даётся авторская характеристика фильма:

«Вниманию зрителей: настоящий фильм представляет собой опыт кино-передачи видимых явлений. Без помощи надписей (Фильм без надписей), без помощи сценария (Фильм без сценария), без помощи театра (Фильм без декораций, актёров и т. д.).

Эта экспериментальная работа направлена к созданию подлинно международного абсолютного языка кино на основе его полного отделения от языка театра и литературы.»

Сюжет
Фильм составлен из коротких документальных фрагментов (зачастую всего несколько кадров), изображающих хаотичную жизнь современного города: движение транспорта и людей, труд рабочих на промышленных предприятиях, культурные мероприятия, медицинские учреждения. Здесь представлена подлинная энциклопедия операторских и монтажных техник: скошенные углы, съёмка в отражении, покадровая съёмка, ускоренная съёмка, совмещение двух и более изображений на одном кадре и так далее.

На протяжении долгого времени Вертов и Кауфман с разнообразных ракурсов снимали на улицах Одессы, Киева и Москвы всё, что представлялось им интересным.

На базе отснятого материала жена режиссёра Е. Свилова смонтировала практически абстрактный в своей бессюжетности фильм.

Вертов отринул титры как элемент литературного повествования и открыл способ передачи смысла чисто кинематографическими средствами — через сложнейшие приёмы визуального сопоставления и ассоциативного монтажа. Сгущённость монтажных решений оставляет впечатление, что на экране за один раз происходят полдюжины разных событий, что отражает плотность чувственных ощущений в условиях современной городской жизни.

Джим Хоберман назвал «урбанистическую симфонию-калейдоскоп» Вертова кинематографическим эквивалентом джойсовского «Улисса»: благодаря визуальной рифмовке «каждый кадр вписан в те или иные ассоциативные ряды».

По словам киноведа, «Человек с киноаппаратом» — главный кандидат на звание фильма с наибольшей плотностью монтажных склеек.
Именно монтаж наполняет смыслом проносящиеся образы.
В этом панегирике человеческому труду как процессу преобразования реальности цикл кинопроизводства сопоставлен с индустриальным конвейером, а ритмы обычного дня уподоблены круговращению жизни и смерти.

Вертов предлагает зрителям поставить себя на место кинематографистов, приглашает их воспринимать киноизображение (и, как следствие, окружающий мир) творчески.
На протяжении фильма внимание всё время заостряется на том, как кинооператор и монтажёр не столько фиксируют, сколько заново конструируют окружающую их действительность.

Фильм немой, хотя его показ в кинотеатрах и сопровождался живой музыкой.
Для современных переизданий было создано более десяти саундтреков.
На рубеже XX и XXI вв. над звуковой дорожкой к фильму работали Alloy Orchestra (1995), Biosphere (1996), The Cinematic Orchestra (2002), Майкл Найман (2002) и многие другие.


Полный список лучших документальных фильмов (по версии кинорежиссеров):

"Человек с киноаппаратом", реж. Дзига Вертов (1929)
"Без солнца", реж. Крис Маркер (1982)
"Тонкая голубая линия", реж. Эррол Моррис (1989)
"Шоа", реж. Клод Ландзманн (1985)
"Ночь и туман", реж. Алан Рене (1955)
"Коммивояжер", реж. Альберт и Дэвид Мэйслесы, Шарлотта Зверин (1968)
"Безумцы Титиката", реж. Фредерик Вайсман (1967)
"Не смотри назад", реж. Д.А. Пеннебэйкер (1967)
"Человек из Арана", реж. Роберт Дж. Флаэрти (1934)
"Нанук с Севера", реж. Роберт Дж. Флаэрти (1922)
"Беловы", реж. Виктор Косаковский (1992)
"Хроника одного лета", реж. Жан Руш, Эдгар Морен (1961)
"Серые сады", реж. Альберт и Дэвид Мэйслесы, Эллен Ховди и Маффи Мейер (1975)
"Бремя мечты", реж. Лес Бланк (1982)
"Кошмар Дарвина", реж. Губерт Заубер (2004)
"Баскетбольные мечты", реж. Стив Джеймс (1994)
"Кровь животных", реж. Жорж Франжю (1949)
"Времена года", реж. Артавазд Пелешян (1975)
"Битва за Чили", реж. Патрисио Гусман (1975-78)
"Собиратели и собирательница", реж. Аньес Варда (2000)
"Человек гризли", реж. Вернер Херцог (2005)
"Кояасникатси", реж. Годфри Реджио (1982)
"Роджер и я", реж. Майкл Мур (1989)
"Марш Шермана", реж. Росс МакЭлви (1985)
"Триумф воли", реж. Лени Рифеншталь (1935)
"Благотворительность", реж. Фредерик Вайзман (1975)
"Когда мы были королями", реж. Леон Гаст (1996)
"Акт убийства", реж. Джошуа Оппенгеймер (2012)
"Дай мне кров", реж. Альберт и Дэвид Мэйслесы, Шарлотта Зверин (1970)
"Округ Харлан, США", реж. Барбара Коппл (1976)
"Земля без хлеба", реж. Луис Бунюэль (1933)
"Левиафан", реж. Люсьен Кастен-Тэйлор и Вирина Паравел (2012)
"Малыш Дитер должен летать", реж. Вернер Херцог (1997)
"Печаль и жалость", реж. Марсель Офюльс (1969)
"Тесицюй", реж. Ванг Бинг (2002).

Список кинокритиков больше списка режиссеров - в нем 50 позиций, но в большинстве фильмов он сходится с тем, что мы привели выше. Просто перечислим фильмы, которые есть в списке критиков, но отсутствуют в режиссерском:

"Ностальгия по свету", реж. Патрисио Гусман (2010)
"Фальшивка", реж. Орсон Уэллс (1973)
сериал "Up" Дуглас Киэй, а затем - Майкл Аптед (1964 - длится до сих пор)
"Дом - черный", реж. Форух Фаррохзад (1963)
"Слушайте Британию", реж. Хамфри Дженнингс и Стюарт МакАллистер (1942)
"Идет армия голого короля", реж. Куцуо Хара (1987)
"История(и) кино", реж. Жан-Люк Годар (1998)
"Захват Фридманов", реж. Эндрю Джареки (2003)
"Уроки темноты", реж. Вернер Херцог (1992)
"Солнце в листве айвового дерева", реж. Виктор Эрисе (1992)
"Ночная почта", реж. Гарри Уотт и Бэзил Райт (1936)
"Праймериз", реж. Роберт Дрю (1960)
"Крамб", реж. Терри Цвигофф (1994)
"Дневник для Тимоти", реж. Хамфри Дженнингс (1945)
"Крупный план", реж. Аббас Киаростами (1989)
"Туман войны", реж. Эррол Моррис (2003)
"В роли самого себя - Лос Анджелес", реж. Том Андерсен (2003)
"Канатоходец", реж. Джеймс Марш (2007)
"Я - негр", реж. Жан Руш (1958)
"Портрет Джейсона", реж. Ширли Кларк (1967)
"По поводу Ниццы", реж. Жан Виго (1930)
"Военная игра", реж. Питер Уоткинс (1965)
"Куллоден", реж. Питер Уоткинс (1964)
"Дневники, заметки и наброски: Уолден", реж. Йонас Мекас (1969)
"Восток", реж. Шанталь Акерман (1993)
"Песни Хэндсворта", реж. Джон Акомфра (1986)
"Час огней", реж. Октавио Гетино, Фернандо Э. Соланас (1968)
"Вальс с Баширом", реж. Ари Фольман (2008)
"Выход рабочих с фабрики Люмьер", реж. Луи и Огюст Люмьер (1895)

Журнал Sight and Sound - один из самых старых журналов о кино в мире. Он выходит в Великобритании с 1932 года.

Смотрите по метке ФИЛЬМ, другие материалы сайта.

Комментариев нет:

Отправить комментарий


Карма