Кассовые аппараты, как проводить реформу. Опыт и реалии.

В Украине не удается всеобщий переход на РРО (регистратор расчетных операций) нового поколения, особенно это касается упрощенцев.
Опыт Грузии в этом вопросе полезен потому, что преграды там были ровно такие же как у нас, но их удалось преодолеть. На сегодняшний день кассовыми аппаратами в Грузии пользуются все, включая бабушек, торгующих на рынке.

Бывший руководитель Службы доходов Грузии Джаба Эбаноидзе рассказал о реформе.

Начали с 2006 года и в 2010-м все основные процессы уже были в электронной форме. Но система продолжает развиваться, этот процесс не останавливается. На то чтобы переломить ситуацию, убрать бумажную основу, нам понадобилось 4 года. Было трудно, потому что не было крупных IT компаний — когда мы хотели написать какую-то программу, мы даже не могли найти программистов. Когда создавали базу данных — не было администраторов базы данных. В Грузии не настолько развит IT сектор, чтобы объявить конкурс и сразу прибежал кто-то работать. У нас не было такой роскоши, а у вас она есть. У вас очень серьезно развит IT сектор, со стороны государства должны появиться люди, которые четко спроектируют то, что им нужно. Если кто-то в правильном направлении поведет эту систему, то, на что нам понадобилось 4 года, вы сделаете за год или два.

Как  владельца небольшого бизнеса заставить пользоваться кассовым аппаратом.

У нас есть несколько статусов налогоплательщиков.

Статус микробизнеса — это люди, которые ремонтируют обувь, телевизоры чинят или что-то такое, годовой оборот которых не превышает 30 тыс. лари (это где-то $20 тыс.). Они вообще освобождаются от налогов.

Но он не должен заниматься торговлей, торговля — это опасная штука, он должен предоставлять сервис. Оказывая услугу, ты не можешь заработать больше какой-то суммы, сапожник никогда не станет миллионером, но он может содержать семью. Вот такой бизнес ничего не платит и ему кассовый аппарат не нужен.

Следующий статус — мелкий бизнес, у которого оборот до 100 тыс. лари (около $70-75 тыс.). Они имеют право нанимать сотрудников и платят подоходный налог, они могут платить общий налог 3% от оборота. У них обязательно должен быть кассовый аппарат, но таким предпринимателям государство подарило кассовые аппараты. Это около 10 тыс. субъектов.

У кого оборот свыше 100 тыс. лари, должны были сами их купить, но для них мы договорились с частными банками о рассрочке на год. Крупные компании просто сразу покупали аппараты. Так что нельзя сказать, что бизнес в Грузии испытывал трудности с тем, чтобы приобрести кассовые аппараты. Одним они не нужны, другие получили их в подарок, третьи — в рассрочку.

Кассовые аппараты, которые мы внедрили — это аппараты нового поколения. Мы ежедневно получаем информацию о каждой операции в центральную базу данных, где она накапливается. Это позволяет проанализировать обороты каждой компании и сравнить их с данными деклараций. Если что-то не совпадает, мы сообщаем — поправьте декларацию, или вам грозит штраф.
Кроме того, кассовому аппарату можно из центра дать приказ, чтобы данные отправлялись не только вечером, а допустим, в 12 часов дня, в 2 часа, в 6 и в 9, чтобы посмотреть когда и сколько чеков было выбито и на какую сумму. Если в 12- ноль, в 2 — ноль, в 6 — ноль, и только в 9 появляется какая-то сумма, сразу понятно, что в течение дня чеки не выбиваются, а в конце дня руководитель из 2 тыс. лари дохода проводит чеки на 500. Тогда мы уже знали, кого нужно проверить.

Были ошибки, были проекты, которые вроде как вначале давали результаты, но потом эффективность сходила на нет. Например, чтобы заставить продавцов выбивать чеки, один способ — контролировать, но мы придумали и другой — сделали лотерею на чеках. Вы купили что-то, вам выбили чек. Вы берете мобильный телефон, и в специальной программе забиваете номер этого чека. И получаете смску: "вы выиграли 20 лари". В течение квартала один человек выигрывал 50 тыс лари (это 30 тыс. долларов), 4 выигрыша — 10 тыс. лари.
Вначале мы сделали хороший пиар, рекламу, люди были очень заинтересованы. В течение дня выбивалось по 2,5 — 3 млн чеков, мы это видели по базам. Каждый заходил в магазин и требовал чек. Три месяца все хорошо работало, потом цифры начали снижаться — 1,8 млн, 1,5 млн, и дошло до 30 тыс. Потому что правительство дало нам 9 млн призового фонда на год — когда только за день выбивается 3 млн чеков, это очень мало. Если ты 100 раз потребовал чек, нужно чтобы хоть раз ты выиграл. Как только ты один раз выиграл — все, ты будешь требовать чеки всегда. А если месяц стараешься и не получается, думаешь, — "вот, правительство опять что-то дурит граждан".

Многие эксперты в разных странах говорят, что это был правильный опыт, но если лотерея не сопровождается достойным призовым фондом — ничего не получится. Думаю, для Украины это невозможно, у вас огромная страна, огромный бизнес, транзакций в течение дня проходит по несколько миллиардов, какой бюджет нужно выделить для этого, я просто не представляю. И когда это невозможно, лучше лотерею не трогать.

Еще ошибка была в том, что контрольные закупки делали наши сотрудники. Грузия — маленькая страна, торговцы их просто запомнили и скоро знали каждого в лицо. Как только они заходили, их уже встречали: "Иди сюда, купи что-нибудь, вот тебе чек! Все, уходи!". Еще и современные возможности появились — у кого-то провели проверку — сразу на мобильный сфотографировали инспектора и разослали всем соседям, что этот человек — контролер, как только зайдет — будьте осторожны.

Когда мы наняли частных контролеров, штрафы повысили в 5 раз. Если частный офицер приносит акт и видеозапись, на которой продавец не выбил чек и был оштрафован, мы из 500 лари 100 ($80) сразу давали офицеру. За день вы можете оштрафовать как минимум 10 человек — это $800. Вначале наняли 30 человек, потом 100 и дошли до 300. По всей Грузии 300 человек ходили туда-сюда. Один день — в одном городе, второй — в другом, третий — вообще в другой части страны. Тогда вычислить их стало очень трудно. Но они со временем становятся хитрыми — идут на побережье, там штрафуют трех человек и отлично, можно идти гулять.
Да, со стороны Службы доходов система была очень эффективной, потому что все старались выбивать чеки, когда чужой кто-то заходил — на него уже косо смотрели, это тот или не тот. Но когда пришли выборы из-за того, что у нас была такая строгая регуляция, мы их проиграли. Потому что все торговцы (а в Грузии очень много торговцев) обижались на правительство и на выборах проголосовали против нас. Им пообещали, что уберут все кассовые аппараты. А торговцы, бедные, поверили.
Мы тоже, наверное, переборщили — 500 лари было очень много, надо было сделать 100-200 лари. Но мы решили, что если штраф 100 лари, частный офицер лучше возьмет взятку 50 и не выпишет штраф. Маленький штраф для продавца делает взятку нечувствительной.
Если ловили на взятках — увольняли, или была уголовная ответственность?
Уголовная ответственность. Это было очень строго. Причем наказывали так, чтобы для других это было примером. Если вас оштрафовал дорожный патруль за то, что вы неправильно водите машину, а вы постарались дать взятку, или если вы проходите контроль на границе и положили в паспорт какую-то сумму, вас поймают и отдадут под суд только за предложение.

Чиновникам еще строже. Давали от 3 до 5 лет, в зависимости от тяжести. Но это должно быть наказание, которое хорошо запомнится, и ему, и другим. Таких процессов было много, особенно вначале.
Для этого нужна политическая воля. У нас и президент, и премьер-министр решили — все, ребята, хватит. Мы должны стать страной, где развивается экономика. Мы должны привлечь инвесторов и сделать жизнь для наших граждан нормальной. Каждый назначенный министр знал, что приходит не деньги зарабатывать, а работать и что-то менять. А когда министр день, и ночь работает, а кто-то из подчиненных берет взятки, он сам будет ловить таких сотрудников. Сотрудники тоже давали наводки в прокуратуру, где что-то не то происходит.
Я даже не представляю, чтобы наши сотрудники налоговой друг друга сдавали
Сейчас, конечно так не получится, потому что они все хотят остаться в этой цепочке, брать взятки и получать свою долю. У нас тоже так было. Но надо менять систему, прежде всего вводить электронные механизмы, и с другой стороны — правоохранительные органы должны очень строго работать. И за два года увидите, как все изменится.

Украина 2015:
Касові апарати: дві стрічки — одна йде на друкування чека для покупця, а друга ( точніше її електронна копія), виявляється, не потрібна нікому: ніхто її не дивиться, не читає і не аналізує.

Натомість кошти за придбання модемів для касових апаратів і так зване «обслуговування» цих апаратів дозволяють отримувати десятки мільйонів буквально на пустому місці. Але касові апарати у цій схемі — це тільки квіточки.

Звіт, який нікому не потрібен
Фахівці підрахували: всього упродовж року збирають близько 20 млрд. касових чеків. Відбувається цей процес під егідою Державної фіскальної служби. А тому людина непосвячена думає, що відповідні служби уважно аналізують ці документи — і виявляють можливі порушення. Принаймні так має виглядати логічне пояснення: якщо держава запроваджує касові апарати, значить, це комусь потрібно.
Спеціалісти, які знають процес ізсередини, навіть змоделювали, як воно мало би виглядати. Якщо дати податківцеві тільки двi секунди, щоби подивитися на чек, то потрібно 5-6 тисяч людей, які займатимуться цією роботою упродовж цілого року!
Звичайно, погляд тривалістю в одну секунду нічого не дає, та й «зайвих» 15 тисяч працівників у податковому відомстві, треба сподіватися, немає. А тому, яка ж подальша доля цих чеків?

Їх до останнього часу збирали дві комерційні структури: «Інтерплат» і «УкрКарт».
Статус цих структур не визначений. Ось перед нами дані одного з приватних підприємств, яке обслуговує касові апарати, — «Інтерплат». Трудиться у компанії — … 83 особи!
Не 5000, скільки було би треба для хоча б побіжного аналізу отриманої інформації, а менше сотні.
«Тоді як вони це роблять?» — одразу ж задаєшся запитанням.
А ніяк!  Інформацію збирають, але не використовують. Колишній очільник Державної фіскальної служби пан Білоус в одній із розмов підтвердив це: мовляв, справді, інформацію з касових апаратів не використовують.
Тоді виникає запитання: а для чого її ж збирають?
Аби зібрати щороку 100 млн. гривень із підприємців.
Якщо раніше обслуговування касового апарату коштувало 100 гривень, то сьогодні вже 200.
Окрім цього, пробують перевести на касові апарати підприємців другої і третьої групи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий


Карма