Кабмин чудит с упрощенцами, дурость чиновников или подарок для налоговой.

Известно, что в чиновники при существующей "системе власти" - попадают по знакомству.

Официальная консультация, должен ли "предприниматель-упрощенец" вести учёт затрат, а ниже запрос издания, так как Кабмин Украины принял измения в Постанову, которая давно не действует, так как вступил в действие Налоговый кодекс.



Газета «Приватний підприємець»:
Зачем Кабмин реанимировал старое Постановление?

Постановлением КМУ от 23.09.2014 г. № 485 “О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины в связи с принятием Закона Украины “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно учета и регистрации налогоплательщиков и усовершенствования некоторых положений”, как видно из названия, вносятся изменения в целый ряд постановлений КМУ.
В их числе постановление от 26.09.2001 г. № 1269 (далее – Постановление № 1269), которым был утвержден Порядок ведения книги учета доходов и расходов (далее – Порядок УДР).
Изменения носят косметический характер: слова “субъектами предпринимательской деятельности – физическими лицами, налогообложение доходов которых осуществляется согласно законодательству по вопросам налогообложения субъектов малого предпринимательства (в том числе путем получения свидетельства об уплате единого налога)” заменяют словами “физическими лицами – предпринимателями, которые уплачивают единый налог”.
Невольно возникает вопрос: неужели Постановлением № 1269 следует руководствоваться до сих пор? Каким образом, ведь действующее законодательство изменилось несколько лет назад?
Немного истории
В свое время Постановление № 1269 было принято во исполнение ст. 9 Закона Украины от 06.07.95 г. № 265/95-ВР “О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг” (далее – Закон о РРО), п. 6 которой предусматривал, что “регистраторы расчетных операций и расчетные книжки не применяются при продаже товаров (кроме подакцизных) (предоставлении услуг) субъектами предпринимательской деятельности – физическими лицами, налогообложение доходов которых осуществляется согласно законодательству по вопросам налогообложения субъектов малого предпринимательства (в том числе путем получения свидетельства об уплате единого налога), при условии ведения такими лицами книг учета доходов и расходов в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины по предоставлению государственного органа, уполномоченного осуществлять государственную регуляторную политику”.
(Кроме того, на основании Порядка УДР должны были вести учет и общесистемщики, которые приобрели льготный торговый патент и не зарегистрированы плательщиками НДС.)
Форму книги под Порядок УДР должна была разработать налоговая, но она этого так и не сделала. Налоговики ограничились письмом, в котором указано, что единщикам для ведения учета доходов и расходов необходимо использовать книгу, форма которой является приложением № 10 к Инструкции о налогообложении доходов физических лиц от занятия предпринимательской деятельностью, утвержденной приказом ГНАУ от 21.04.93 г. № 12 (далее – Книга ф. № 10).
Так что порядок приняли, но применять его было невозможно, поскольку Книга ф. № 10 не содержала всех тех граф, которые предусмотрены Порядком УДР.
Упрощенка по Указу
В то же время единщики руководствовались приказом ГНАУ от 29.10.99 г. № 599, который был издан во исполнение норм п. 4 Указа Президента Украины от 03.07.98 г. № 727/98 “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства” и определял порядок ведения учета доходов и расходов. А п. 8 данного Приказа обязывал вести Книгу УДР по форме согласно приложению 10 к Инструкции № 12. При этом обязательному заполнению в ней подлежали лишь графы “период учета”, “затраты на производство продукции”, “сумма выручки (дохода)", “чистый доход”.
Таким образом, несмотря на то что порядка ведения доходов и расходов было два с разными требованиями, существовала одна форма Книги УДР (Книга ф. № 10) и выполнить требования Постановления № 1269 было невозможно, поэтому о его существовании знали, но не применяли.
Упрощенка по НКУ
С 1 января 2012 года вступила в силу гл. 1 р. XIV Налогового кодекса Украины (НКУ), кардинальным образом изменившая порядок применения упрощенной системы налогообложения.
С этой даты утратила силу Инструкция № 12 и Книга ф. № 10. Налоговики уже не могли требовать заполнения Книги ф. № 10 согласно Порядку УДР.
Единщиков разбили на группы и для каждой определили свой порядок ведения учета. Неплательщики НДС ведут учет только доходов, а плательщики – доходов и расходов.
Во исполнение норм НКУ Минфином утверждены новые формы книги учета доходов (доходов и расходов), которые единщики ведут вот уже третий год. У них совершенно другая форма и порядок заполнения. При заполнении новых книг невозможно руководствоваться Порядком УДР.
Закон не требует
Закон о РРО также претерпел свои изменения. Еще в декабре 2010 года Законом Украины от 02.12.2010 г. № 2756-VI изменена формулировка п. 6 и 8 ст. 9 Закона о РРО: “регистраторы расчетных операций и расчетные книжки не применяются:
 ..
   6) при продаже товаров (предоставлении услуг) физическими лицами – предпринимателями, которые уплачивают единый налог”;
..
   8) при продаже товаров (кроме подакцизных) (предоставлении услуг) лицами, которые получили льготный торговый патент для продажи товаров (предоставления услуг) в соответствии с Налоговым кодексом Украины”.

Как видим, в нем уже отсутствует требование о ведении учета доходов и расходов данной категорией налогоплательщиков в порядке, определенном Кабмином.
Таким образом, несмотря на то что Постановление № 1269 осталось в статусе действующего, руководствоваться им закон не требует, формы книги нет.
Как жить дальше?
Многие налогоплательщики считали, что Постановление № 1269 просто забыли отменить. Теперь же о нем вспомнили, но не отменили...
Что означает внесение в него изменений, пусть даже и косметических? Этот вопрос не праздный, ведь вести учет доходов и расходов согласно Порядку УДР должны и единщики, и общесистемщики, которые приобрели льготный торговый патент и не являются плательщиками НДС.
Что теперь делать таким предпринимателям?
Ведь ни НКУ, ни Закон о РРО не требуют вести учет в порядке, определенном Кабмином.
Напомним, что кабминовский Порядок УДР требует вести учет расходов и отражать в учете стоимость товаров, полученных для реализации. А самое главное – указывать каждую продажу и подводить итоги ежедневно. Мнение редакции: этого делать не следует, поскольку действующее законодательство этого не предусматривает.
Но как к реанимации Постановления № 1269 отнесутся органы фискальной службы? (О том, что их не зря так назвали, мы уже говорили.)
Спросим у КМУ
Понимая всю неоднозначность сложившейся ситуации с Постановлением № 1269, редакция газеты направила запрос в Кабмин с просьбой разъяснить:
   – на основании какого законодательного акта действует это Постановление;
   – кто должен руководствоваться данным документом и в каком случае;
   – если есть законодательные основания для руководства Постановлением № 1269, в книге какой формы вести учет доходов и расходов?
Надеемся, что правительство поймет свою ошибку, адекватно отреагирует на наш запрос и отменит Постановление № 1296.

В письме налоговой выделено, где обязанность ВЕСТИ ТОЛЬКО УЧЁТ ДОХОДОВ.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

ПИСЬМО от 29.10.2014 г. N 5857/6/99-99-17-02-02-15

Государственная фискальная служба Украины рассмотрела запрос о предоставлении разъяснения относительно применения отдельных положений действующего законодательства и сообщает.

В соответствии с п. 177.10 ст. 177 раздела IV Налогового кодекса Украины (далее - НКУ) физические лица - предприниматели обязаны вести Книгу учета доходов и расходов и иметь подтверждающие документы о происхождении товара. Форма и порядок ведения книги учета доходов и расходов утверждены приказом Министерства доходов и сборов Украины от 16.09.2013 г. N 481.

Согласно пп. 296.1.1 п. 296.1 ст. 296 НКУ плательщики единого налога первой и второй групп и плательщики единого налога третьей группы, не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, ведут книгу учета доходов путем ежедневного, по итогам рабочего дня, отражения полученных доходов.

Плательщики единого налога третьей и пятой групп, являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, ведут учет доходов и расходов по форме и в порядке, которые установлены центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную налоговую и таможенную политику (пп. 296.1.2 п. 296.1 ст. 296 НКУ).

Порядок ведения книги учета доходов и книги учета доходов и расходов плательщиками единого налога утверждены приказом Министерства финансов Украины от 15.12.2011 г. N 1637.

Таким образом, согласно действующему законодательству физические лица - предприниматели в зависимости от избранной системы налогообложения обязаны вести книгу учета доходов и книги учета доходов и расходов по определенным формам и в установленном порядке.

Председатель И. Билоус


Смотрите по метке ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, другие материалы блога.

Комментариев нет:

Отправить комментарий